Телефон +7(38822)-2-32-78
Адрес г. Горно-Алтайск, пр-т.Коммунистический , дом. 16
E-mail Altam2011@bk.ru
Госуда­­рственный национальный театр танца и песни "Алтам"

СТАНОВЛЕНИЕ ТЕАТРА «АЛТАМ»: КАК ЭТО БЫЛО 

Автор:  Евгений БЕСКОНЧИН. , 3 ноября 2011

 

 

           Где вы берете материал для постановки танцев? Творческая жизнь началась рано, с пяти-шести лет я выходила на сцену. Во время учебы в балетном училище приезжала домой на каникулы и гастролировала в качестве артистки концертно-эстрадного бюро. Отмечая факт отсутствия алтайского танца в области профессиональной хореографии, в том числе теории и методики его преподавании, изучая танцы народов мира, задавала себе вопрос, а какой он, алтайский танец, в чём отличие, каковы особенности? Этот вопрос определил мой стиль работы, и я начала заниматься созданием модели национального алтайского танца в нескольких направлениях: историко-бытовой (фольклорный, этнографический), народно-сценический (академический), классический (балетный, т.е. на основе школы русского балета), в стиле модерн и так далее. Начала рассматривать алтайский танец с точки зрения науки. Для этого, прежде всего, нужно было выявить, определить прямые и косвенные источники изучения танцевального фольклора алтайцев. Материалами для изучения танцевально-пластической культуры алтайцев в целях конструирования профессионального национального танца стало петрографическое письмо (наскальная живопись), устное народное творчество, в том числе алтайские героические сказания, шаманские камлания, пластика, орнаментика, семантика и прочее. Также и многое другое, на что мы в быту очень мало обращаем внимания. Орнамент послужил для разработки позиций, положения рук, ног, корпуса и головы, определил работу с цветами. В общем, как говорится, искала между строк. 

 

           – Как появился танец «Посланники солнца и Небесный конь Аргымак»?– Для алтайского народа, как и для большинства других, конь имеет большое значение, свою символику. По сути, конь для алтайца – первый друг, без которого он в принципе не воин и не охотник. Небесный конь Аргымак и Посланники солнца – это прежде всего символы, которые взяты из быта алтайского народа, и олицетворяющие мудрость, силу, святость и т.д.Сначала это были два разных танца, первым я поставила «Посланников солнца», а потом уже через несколько лет поставила «Аргымака» – сольный танец для Байрама Курдяпова. В прошлом году решила провести эксперимент – попробовать соединить их, совместить. 

 

        – На мой зрительский взгляд эксперимент удался. Но предлагаю перейти от высокого к более насущному. Учитывая, что вы приобрели статус автономного учреждения, как решаются вопросы, касающиеся, например, тех же концертных костюмов для артистов?– В первый год (90-егг.), когда создался «Алтам», у нас было мало костюмов, мы буквально приносили из дому всё, что у кого есть, и мастерили без всяких эскизов, без заказов художнику. Собирали с миру по нитке. Или, например, поучаствовав в каком-нибудь мероприятии, и получив скромное вознаграждение, мы направляли его на пошив костюмов. Первый год, если честно, мы с моим супругом Байрамом Курдяповым периодически тратили свою небольшую заработную плату на костюмы для коллектива. Очень было тяжело особенно в девяностые годы. Ситуация начала выправляться в лучшую сторону только в 2000-е годы. Для нас в костюме было главным не богатство ткани и украшений, а чтобы он передавал мысль танца. Среди наших единомышленников, с которыми мы сотрудничаем, у нас есть близкий друг – художник Марина Суровцева, встречаясь с ней, рассказываю свою идею, какие цвета желаю видеть. Художник, также внося своё видение, выносит все это на лист бумаги в виде эскиза. Обсуждаем, анализируем, корректируем и отдаём в работу для изготовления сценического костюма. Сам по себе танец требует больших расходов, сейчас мы два месяца работаем автономно, как вы понимаете, ситуация сложная, нужно зарабатывать деньги. И это не так просто.

 

          – Расскажите о географии гастрольных концертов театра «Алтам»?– В январе 1997 года мы начали работать, шестого марта дали свой первый концерт. Первый раз мы выехали за пределы республики в 1999 году в Саратов на Первые Всероссийские Дельфийские Игры, состязания в культуре и искусстве. На этих играх в номинации народно – сценический танец мы взяли шесть золотых медалей, и через год на Международном конкурсе, который проходил в Новосибирске, где соревновались уже не коллективы, а балетмейстеры взяли Большую золотую медаль. И после этого каждый год мы выезжали на фестиваль или конкурс, посетили много городов России, неоднократно выезжали за границу – в Монголию, Турцию, Францию, Италию.В прошлом году мы выезжали в Италию, было много трудностей, так как вывезти большой коллектив, это в первую очередь затратное предприятие. Тем не менее, 24 человека смогли выехать за границу. Из них: руководитель, администратор, 16 танцоров и шесть музыкантов, так как в Европе одно из условий выступлений на фестивале – исполнение танца под живую музыку. С сольным концертами мы посетили десять городов, такие как Милан, Верона, Бергамо и др. В это время нам предложили дать концерты в Аризоне, Польше и Франции. Коллектив выбрал Францию и принял участие в фестивале «Мартиг приветствует мир», тогда мы смогли вывезти 28 человек. В будущем мы рассматриваем несколько предложений из Испании и Бельгии. А сейчас перед нами стоит главная проблема – выжить. В современных условиях рынка автономному учреждению сделать это очень сложно.– Огромное спасибо вам за ваше творчество и театру «Алтам» за это прекрасное выступление. Желаем Вам творческих успехов.